икс файл
offline
[i]
Сложно переоценить вклад Бриггса Каннингэма в развитие американского автоспорта, но для большинства из нас и сам человек, и автомобили марки Cunningham остаются почти неизвестными, хотя их наследие знакомо многим энтузиастам. user posted image
Подробнее в комментариях.


икс файл
offline
[i]
Cunningham C-2R (1951)user posted image


икс файл
offline
[i]
Серийный мотор Hemi имел 180 л.с. – максимальную мощность среди всех легковых автомобилей в США в 1951 году. Но, конечно, для Ле-Мана этого было недостаточно. Базовые модификации Cunningham включали повышение степени сжатия с 7.5:1 до 8.6:1 путем использования поршней и шатунов от Cadillac (!) и четыре карбюратора Zenith, установленные на впускной коллектор собственной разработки. Это подняло мощность до 220 л.с., но к моменту старта в американских гонках 1951 года команда Каннингэма с помощью самих Chrysler, поделившихся наработками по тюнингу Hemi, успела также поработать с распредвалом и портировать ГБЦ, так что на старт C-2R вышли уже с 270-сильными моторами. Трехступенчатая механическая коробка передач Cadillac сохранилась, а в дополнение к ней использовался двухскоростной задний мост.


икс файл
offline
[i]
B.S. Cunningham Company в сборе : весь персонал, C-1 с установленным тентом и три родстера C-2R перед зданием компании по адресу Элизабет-драйв, 1402 в Вест Палм Бич, Флорида. Фото сделано после гоночного сезона 1951 года — это видно по установленным бамперам на всех трех C-2R, уже готовых к продажеuser posted image


икс файл
offline
[i]
Три гоночных Cunningham C-2R (шасси №№ 5102, 5103 и 5104) приняли участие в «24 часах Ле-Мана» в 1951 году. Для того, чтобы это получилось, 40 человек работало по 80 часов в неделю в течение трех месяцев. А пробег каждой из машин до старта гонки был меньше 15 км тестов на дорогах Вест-Палм-Бич. Так и оставшийся единственным прототип С-1 с мотором Cadillac (№5101) также был доставлен во Францию в качестве демонстрационного образца и, при необходимости, запасной машины для гонки. Интересно, что все C-2R были окрашены в белый цвет с синими полосами через весь кузов – вариация Каннингэма на тему классических американских гоночных цветов, ставшая феноменально популярной и долгие годы известная, как "полосы Каннингэма".


икс файл
offline
[i]
Два Cunningham C-2R на старте Ле-Мана 1951 года. Справа виден AC Ace, предшественник Shelby Cobra. Сравнивая масштабы, становится понятна главная проблема Cunningham: избыточные габариты и вес машиныuser posted image


икс файл
offline
[i]
Прототип С-1 на старт не выезжал, хотя перед гонкой использовался в дни практики. Экипаж Джорджа Рэнда и Фреда Вакера (№5102) сошел с дистанции из-за поломки заднего моста. Вторая машина (№5103) под управлением самого Бриггса Каннингэма и Джорджа Хантуна также выбыла из борьбы – на этот раз, из-за проблем с рулевым управлением. Фил Уолтерс и Джон Фитч на №5104 на протяжении шести часов ехали вторыми в абсолютном зачете до тех пор, пока низкое качество французского этилированного бензина не повлияло на стабильность работы двигателя. Тем не менее, им удалось финишировать на 18-м месте в «абсолюте» и всё равно первыми в своем классе. Также команду вдохновляло то, что максимальная скорость на прямой Мульсанн составила 244 км/ч – огромный скачок по сравнению с Cadillac.


икс файл
offline
[i]
Два Cunningham C-2R в Ле-Мане 1951 годаuser posted image


икс файл
offline
[i]
После гонки все машины вернулись в США. Прототип остался во владении Каннингэма и послужил в разработке C-3, а все три С-2R продолжили спортивные выступления. Cunningham выиграли дорожную гонку в Элкхарт Лэйк и международный Гран-при в Уоткинс-Глен. По завершению гоночного сезона по европейской традиции автомобили прошли предпродажную подготовку, оснащены необходимым для дорожного использования оборудованием и проданы через автосалон Roger Barlow’s International Motors в Лос-Анджелесе. Дополнительных С-2R больше не собирали. В целом, эти машины были быстрыми, но слишком тяжелыми, что создавало дополнительную нагрузку на шины и тормоза, так что все последующие годы Cunningham особенно боролись за снижение веса своих болидов.




икс файл
offline
[i]
Один из трех Cunningham C-2R на конкурсе элегантности Пеббл-Бич в 2015 году — снова без переднего бампера, как во времена Ле-Манаuser posted image
Cunningham C-1 не покидал собственности Бриггса до 1987 года, когда перешел в коллекцию Майлза Колье. Из трех C-2R два существуют до сих пор в идеальном музейном состоянии, сменив примерно по десятку владельцев. Шасси №5104 было разбито в гонке в Калифорнии в 1954 году и не восстановлено.


икс файл
offline
[i]
Cunningham C-3 Continental (#5224) в экспозиции Collier Collectionuser posted image


икс файл
offline
[i]
Бриггс Каннингэм и Cunningham C-3user posted image


икс файл
offline
[i]
Фотограф Джерри Чезбро из журнала Road & Track фиксировал перевозку С-2R из Флориды в Калифорнию. Его снимки в мастерской B.S. Cunningham Company в Вест Палм Бич дают ценные подсказки историкам марки: в дополнение к трем перекрашенным и готовым к отправке С-2R, видны еще три незавершенных экземпляра. Один – почти готовый родстер (№5205), второй – купе (№5206X). А третье шасси (№5206), согласно заметкам фотографа, «будет отправлено в Италию для изготовления кузова». Пунктом назначения была компания Carrozzeria Vignale.

user posted image
Cunningham C-3 West Palm Beach Coupe (#5206X) до последней реставрации имел классическую для гоночных машин этой марки окраску, но совершенно неподобающую люксовому дорожному автомобилю


икс файл
offline
[i]
Эта студия открылась в 1946 году в Турине, когда бывший руководитель кузовщиков Stabilimenti Farina Альфредо Виньяле решил создать собственный бизнес. В качестве дизайнера для большинства проектов он привлек Джованни Миккелотти, к тому времени признанного одним из самых изобретательных автомобильных стилистов Италии. Первым их контрактом стало производство кузовов для Cisitalia 202 работы Фарины – машины, дизайн которой определил развитие оформления спорткаров на годы вперед. Компания Vignale создавала кузова для совершенно различных заказчиков (включая кабриолет для Packard), но наиболее известно их сотрудничество с Энцо Феррари. Фирменный стиль Vignale четко прослеживается во всех их творениях, так что внешняя схожесть Cunningham C-3 с Ferrari работы Виньяле неудивительна.


икс файл
offline
[i]
Реклама Cunningham C-3 Continental Cabriolet с акварелью работы Лесли Саальбурга, в которой автор несколько гипертрофирует пропорции автомобиляuser posted image


икс файл
offline
[i]
Модель С-3 задумывалась, как серийная разновидность С-2R и была анонсирована в том же 1951 году. Бриггс Каннингэм в интервью журналу Motor Trend объяснял: «Мы не планируем создавать два разных типа машин – одну для гонок и другую для езды по дорогам. Наша политика предполагает концентрацию на единой модели, легко приспособляемой к обеим способам использования». За этими маркетинговыми фразами скрывалась простая необходимость – выпустить минимум 25 экземпляров дорожных автомобилей для того, чтобы соответствовать требованиям Ле-Мана к «признанным производителям». К тому же, Бриггс посчитал, что продажи дорожных версий могут немного компенсировать расходы на содержание гоночной команды.


икс файл
offline
[i]
По-гоночному нехитрый интерьер Cunningham C-3 West Palm Beach Coupe (#5206X) резко отличается в худшую сторону от салона машин работы Vignaleuser posted image


икс файл
offline
[i]
Брошюра и прайс-лист для Cunningham C-3 1952 модельного года были опубликованы B.S. Cunningham Co. в ноябре 1951-го и предлагали спортивный родстер за $8000 и купе на 1000 долларов дороже. В списке опций имелись обширные «модификации двигателя для гонок», включающие полировку клапанов, увеличенную степень сжатия, измененные подшипники шатунов, глубокий поддон картера (увеличивающий объем масла до 7.5 литра) и масляный радиатор. «Гоночные модификации шасси» предполагали спортивные шины и камеры, иные амортизаторы, усиленные тормоза, колесные диски с центральной гайкой для быстрой замены, гоночные бамперы и замки капота. Реклама сообщала, что «идя навстречу многочисленным просьбам о сочетании выдающихся характеристик с полным комфортом для скоростных поездок и ежедневной эксплуатации, начинается производство нового купе Cunningham C-3». Иллюстрация к рекламе, выполненная легендарным графом Алексисом де Сахноффски (американцем украинского происхождения, дизайнером довоенных автомобилей нескольких марок и техническим редактором журнала Esquire), очень напоминает С-2 с низкой линией крыши и ярким декором по бокам. Увы, на практике элегантный внешний вид купе, разработанный де Сахноффски, превратился в не слишком пропорциональную машину со странными боковыми окнами. Кстати, похоже, что это последний автомобиль с дизайном от графа, который воплотился в металле.


икс файл
offline
[i]
Cunningham C-3 West Palm Beach Coupe (#5206X) в нынешнем виде на конкурсе элегантности в Пеббл-Бич 2015 года. Именно так автомобиль был отгружен первому владельцу — зеленым с зеленым салоном. Однако, покупателя оказался недоволен машиной и при первой возможности обменял ее на #5206. Восстановленные металлические накладки на передних крыльях позади колес напоминают о стремлении графа де Сахноффски сделать этот кузов красивым, а все остальные элементы — о том, что выполнить это силами сотрудников B.S. Cunningham Company не удалось. Зато бамперы от универсала Plymouth 1951 модельного года обеспечивали реальную защиту автомобиля, в отличие от почти декоративных элементов на кузовах Vignale — в 1950-е годы даже сам производитель советовал их менять.user posted image


икс файл
offline
[i]
Однако, к концу 1951 года ориентировочная стоимость постройки Cunningham C-3, включая оплату труда рабочих в Вест Палм Бич, выросла до $15000. Таким образом, С-3 переставал быть коммерчески привлекательным, ведь Ferrari продавались чуть дороже $10000. Те самые родстер и купе (шасси 5105 и 5106X), сфотографированные Джерри Чезбро, стали единственными С-3, произведенными во Флориде – даже самые богатые американцы были не готовы платить такие суммы за спортивный автомобиль.


икс файл
offline
[i]
Cunningham C-3 Continentaluser posted image


икс файл
offline
[i]
Подробные архивы Cunningham и Vignale того периода не сохранились, поэтому невозможно достоверно установить, каким образом произошло дальнейшее. Но найденное Каннингэмом решение по снижению цены С-3 известно: шасси автомобиля будет производиться в мастерской B.S. Cunningham Co., а изготовление кузова и сборка – в Carrozzeria Vignale в Турине. Это сделало С-3 совершенно другим автомобилем. В рекламном буклете, напечатанном в феврале 1952 года, приводится подписанная Миккелотти иллюстрация измененного купе, сильно напоминающего Ferrari 212 от Vignale. Автомобиль впервые именуется Cunningham Continental Coupe, а сопутствующий текст поясняет: «Американская инженерия и итальянское искусство… Знаменитое шасси Cunningham C-3 теперь сочетается с захватывающей дух прекрасной работой лучших итальянских кузовостроителей». Упоминаний о кабриолете или об опциональном кузове американского производства нет. Фирменные стилистические черты Vignale заметны в кузове С-3 невооруженным взглядом. Некоторые из них определяют общую форму автомобиля, другие – специфические детали экстерьера. Американскую машину с Ferrari роднили передние крылья, оформление решетки радиатора и фар, профиль кузова, дверные ручки и задние фонари.


икс файл
offline
[i]
Chrysler V-8 Hemi с фирменным 4-карбюраторным впуском под капотом Cunningham C-3user posted image


икс файл
offline
[i]
Спецификации Cunningham C-3 не сильно отличались от С-2R. В дорожной версии мощность двигателя Hemi составляла 220 л.с с четырьмя карбюраторами Zenith и фирменным впускным коллектором в качестве штатного оборудования. Впервые предлагались две трансмиссии на выбор: трехступенчатая МКПП от Cadillac или полуавтоматическая коробка производства Chrysler. Самым заметным изменением стала пружинная задняя подвеска взамен схемы Де Дион, признанной слишком дорогой и неподходящей (после жалоб Карла Кикхафера на поведение #5206X) для серийного автомобиля. Разгон до 100 км/ч занимал ровно 7 секунд, а максимальная скорость составляла 220 км/ч.


икс файл
offline
[i]
Cunningham C-3 (#5206) — первый экземпляр с кузовом Vignaleuser posted image


икс файл
offline
[i]
Стоимость купе с отгрузкой в Вест Палм Бич или Нью-Йорке заявлялась на уровне $9000 – то есть резко дешевле, чем на машины с американским кузовом. Согласно данным реестра Cunningham, составленного Б. Брюсом-Бриггсом на основании рабочей документации производителя, Vignale выпустили двадцать купе и пять кабриолетов. Вместе с двумя изготовленными во Флориде машинами это означает, что общий выпуск модели Cunningam C-3 составил 27 экземпляров. Еще одно шасси было повреждено при доставке из США в Италию, так что заказчику достался другой экземпляр.


икс файл
offline
[i]
Cunningham C-3 Continental Cabriolet с модифицированными бамперами от Plymouthuser posted image


икс файл
offline
[i]
Автомобили производились в базовой конфигурации или в соответствии с пожеланиями заказчиков. Предлагалась обширная гамма цветов, многие экземпляры окрашивались в два цвета, а некоторые даже в трехцветные комбинации. Эти же или иные цвета по выбору клиента использовались для окраски огромных шкал приборов на панели, что добавляло шарма салону С-3. Другие эксклюзивные детали интерьера предполагали изготовленный вручную руль с полированным деревянным ободом и тонкий горизонтальный молдинг на панели приборов, продолжавшийся на дверях (такой же молдинг с внутренними дверными ручками, выполненными из металла или дерева, присутствует и на других автомобилях работы ателье Vignale).


икс файл
offline
[i]
Приборная панель Cunningham C-3 Continental выполнена в типичном для Vignale духе с двумя огромными циферблатами по бокам руляuser posted image


икс файл
offline
[i]
Единый диван для водителя и двух пассажиров тщательно обшивался кожей. Этот же материал использовался для отделки дверных панелей и щедрого багажного отделения за спинкой дивана. Большинство С-3 оснащалось ремнями для крепления чемоданов и даже самими чемоданами в тон интерьера. На месте привычного же багажника находился 76-литровый топливный бак, запасное колесо и еще один небольшой отсек для вещей.user posted image
Место для багажа за сиденьями Cunningham C-3 и опциональный кофр


икс файл
offline
[i]
В числе владельцев Cunningham C-3 значатся Карл Кикхафер из Mercury Marine (он приобрел купе №5206X с американским кузовом, но позже поменял его на первый С-3 работы Vignale, имеющий №5206), семья Дю Пон и Денвер Корнетт. Один из кабриолетов приобрел Нельсон Рокфеллер, на тот момент бывший губернатором Нью-Йорка. Насколько известно, только один автомобиль изначально покупался для участия в гонках, он же стал единственным экспортным – заказ поступил от некоего Антонио Чопитеа из Лимы, столицы Перу. Его купе (№5214), ныне принадлежащее американскому коллекционеру Чаку Шоэндорфу, оснащено усиленным передним стабилизатором поперечной устойчивости, воздуховодами для охлаждения тормозов, замками капота и бензобаком емкостью 145 литров.


икс файл
offline
[i]
Cunningham C-3 Continental (#5223) из коллекции семьи Каннингэмов-МакКинниuser posted image


икс файл
offline
[i]
Только один экземпляр с момента производства и по сей день остается во владении семьи Каннингэмов – купе №5223 черного цвета с красным салоном. Изначально автомобиль использовался в качестве демонстрационного образца на заводе, но в 1954 году подвергся модификациям и поставлен на учет лично Бриггсом Каннингэмом. Ранние записи говорят о том, что машина была оснащена штатным для Cunningham C-3 220-сильным двигателем, механической КПП Cadillac и двумя раздельными креслами. Затем в нее установили серийный мотор Chrysler Hemi 1954 года с одним карбюратором, автоматическую коробку PowerFlite, оснастили электростеклоподьемниками, шинами с широкой белой боковиной и спицованными колесными колпаками (как на эскизе Миккелотти) – все эти опции уникальны для данного экземпляра и не повторяются на других С-3. Причиной модификаций, скорее всего, является тот факт, что Бриггс подарил автомобиль своей дочери Люси Каннингэм-МакКинни, в семье которой он сохраняется до сих пор.


икс файл
offline
[i]
Cunningham C-3 (#5209) — последний экземпляр модели, чье место нахождения было неизвестно до 2011 года, когда эту машину нашли в сарае после смерти хозяина.user posted image


икс файл
offline
[i]
Модель C-3 удовлетворила бюрократов Ле-Мана, допустивших гоночные машины Каннингэма к соревнованиям, но не справилась с возложенной задачей превратить B.S. Cunningham Company в по-настоящему успешную марку дорожных автомобилей. Все шасси были завершены между июлем 1951 и январем 1953 года, однако продать последние удалось лишь к концу 1954 года, причем часть машин перемаркировали более поздними серийными номерами.user posted image
Cunningham C-3 Continental Cabriolet из коллекции семьи Каннингэмов-МакКинли


икс файл
offline
[i]
По характеристикам Cunningham C-3 был вне конкуренции среди современников, а вот высочайшая цена сыграла свою роль – C-3 стал самым дорогим американским автомобилем 1953 года, что сильно сужало круг покупателей. Зато все те, кто приобрели Cunningham, безусловно по заслугам оценили впечатляющее качество и высокие характеристики машин – об этом убедительно говорит тот факт, что по сегодняшний день сохранились все экземпляры C-3! В тех редких случаях, когда эти автомобили меняют владельцев на аукционах, цены в последние годы колеблются от $500000 до более $1 миллиона, что ставит Cunningham на один уровень с Duesenberg и Shelby, как коллекционную ценность. Один из C-3 (#5227) в 1994 году приобрел Боб Лутц — этот автомобиль и ранее был для него одним из вдохновений для создания Dodge Viper (в 2014 году машина досталась бывшей жене Лутца). Еще один экземпляр с 2014 года находится в собрании Джея Лено и он регулярно отчитывается о процессе реставрации в своем видеоблоге.


  • Страницы:
  • 1
  • 2
  • 3